Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует необходимость совершенствования правовых актов, регулирующих содержание детей в детских учреждениях, поскольку во многих других странах все эти учреждения и, в целом, общественные отношения в этой сфере, их правовое регулирование находятся в стадии разработки, а в России наблюдаются некоторые задержки в этой сфере, хотя детидетские учреждения играют огромную роль в социализации детей. Вместе с семьей они реализуют начальный этап первичной социализации и во многом закладывают основы социальной формы личности. Являясь общественными организациями в системе Социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как здоровье, воспитание, образование и другие.
Своевременность. Стремительное реформирование общества, обострение проблем с занятостью, резкое снижение уровня жизни значительной части населения, негативные стороны непрерывной коммерциализации, загрязнение окружающей среды - вот далеко не полный перечень факторов, фатально влияющих на детей. Серьезные проблемы в важнейших сферах жизни детей вызывают беспокойство как у государственных органов, так и у общественности, поскольку Российская Федерация, взявшая на себя обязательство уделять приоритетное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на самом деле не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В связи с этим необходимы новые подходы к анализу и решению проблем детства и семьи.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется специально уполномоченными государством органами опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей исходя из конкретных обстоятельств потери родительской опеки, выбирают формы их учреждения и осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В целях своевременного выявления таких детей закон обязывает должностных лиц учреждений, которые вступают в непосредственный контакт с детьми (детские сады, школы, детские поликлиники), а также граждан, располагающих информацией о потере детьми родительской опеки, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту жительства. фактическое место пребывания детей. Получив эту информацию или самостоятельно установив личность детей, органы опеки и попечительства принимают меры по защите их прав и интересов, а также принимают решение о форме учреждения и дальнейшем обучении ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Прежде всего, они передаются на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), опеку (попечительство) или приемную семью. При отсутствии такой возможности дети направляются на воспитание в различные государственные учреждения: детские дома, интернаты для малолетних, школы-интернатки для инвалидов. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Актуальность исследования заключается в том, что вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого, а порой и бесчеловечного обращения с ними на протяжении нескольких лет освещаются в юридической литературе и средствах массовой информации и не теряют своей актуальности и своевременности. Неслучайно по стране прокатилась волна судебных разбирательств, связанных с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей российских граждан иностранцами. Были изданы новые нормативные акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, извлекающих выгоду из несчастных детей.
Цель работы - раскрыть сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с содержанием детей в детских учреждениях в Российской Федерации.
Предметом дипломной работы является правовое регулирование содержания детей в детских учреждениях в Российской Федерации.
Для этого и поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические и нормативно-правовые основы содержания детей в детских учреждениях.
2. Рассмотреть субъект анализ содержания детей в детских учреждениях в регионах Российской Федерации.
Методы, используемые при написании курсовой работы: теоретические, изучение статистики.
Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы: Данные, полученные в ходе работы над данной курсовой работой могут быть использованы далее в профессиональной деятельности студента.
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Содержание детей в детских учреждениях как вид социального обеспечения
В соответствии с частью 1 статьи 54 СК РФ "Лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия), признается ребенок". Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ (с изменениями от 30.12.2015 г.) №223- ФЗ// Сборник законодательства Российской Федерации. - 1996 год. - № 10. - Статья 2345.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в России в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Материнство, детство и семья находятся под защитой государства, что создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. В статье 7 Конституции Российская Федерация провозглашается социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (гл. 1), где "государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается..." Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г. с изменениями от 21.07.2014 г.) // Рос.газ. - 1993. - 25 декабря.. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 54 СК РФ: "Ребенок имеет право на воспитание его родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства". Конституционные положения о необходимости ухода за детьми уточняются в части 2 статьи 54 СК РФ: "Ребенок имеет право на воспитание его родителями, на обеспечение его интересов, всестороннего развития и уважения его человеческого достоинства". Семейный кодекс Российской Федерации, в котором говорится: "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, умственном, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечивать, чтобы дети получали базовое общее образование" (статья 63). Ребенок имеет право на получение алиментов от своих родителей и других членов семьи (пункт 1 статьи 60). 1). При отсутствии родителей и невозможности взыскания с них алиментов законом допускается возложение обязанностей по содержанию на других членов семьи (глава 15 Семейного кодекса Российской Федерации).
Возможность получения контента предусмотрена и нормами других отраслей российского права. Так, гражданское право предусматривает, в частности, право на возмещение ущерба, причиненного в случае смерти кормильца (ст. 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г., №14-ФЗ (с изменениями и дополнениями и дополненное, вступление. вступает в силу с 01.07.2015 г.) // Сборник законодательства Российской Федерации.- 1996 г. - 29 января.), право на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 ГК РФ) и др.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 28.11.2015 г.) "Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации" Собрание Законодательного собрания Российской Федерации, 08.03.1998 г., №31, ст. 3802. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон предусматривает меры по защите прав ребенка в области образования и воспитания, охраны здоровья, профориентации, профессиональной подготовки и занятости. Статья 15 закона уделяет особое внимание необходимости защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В связи с необходимостью привлечения внимания к проблеме бездомности принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (в редакции от 03.08.2015 г.) "О государственной базе данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Собрание Законодательства Российской Федерации, 23.04.2001 г., №17, ст. 1643., которая обязывает органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, и не в пределах, установленных в ст. 1643 ГК РФ., в соответствии с которой органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, и о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, в пределах, указанных в ст. 1643 ГК РФ. 122 Семейного кодекса Российской Федерации (в течение трех рабочих дней с даты получения такой информации).
Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о размещении в них детей, оставшихся без попечения родителей". издано Законодательное собрание Российской Федерации, 06/02/2014, № 22, ст. 2887
Закон Москвы от 28.04.2010 № 16 (с изменениями и дополнениями) распространяется на детей-инвалидов. от 25.06.2014) "О воспитании инвалидов в Москве" Тверская, 13, № 69, 08.06.2010 (статьи 1-6).
Содержание в учреждениях для детей, проходящих длительное лечение, регулируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2015 № ВК-2101/07 "О порядке организации обучения для студентов, нуждающихся в длительном лечении" Бюллетень образования №6, март 2016 г. (вместе с "Разъяснениями по вопросу процедуры организации обучения для студентов, нуждающихся в длительном лечении").
Социальные услуги для детей - это самостоятельный, отдельный вид социальных услуг. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Существует три основных подвида социальных услуг для детей.
Первый подвид - это социальная помощь дошкольникам в дошкольных учреждениях. Предоставление данного вида услуг сокращается в связи с сокращением количества подобных заведений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые ресурсы городских властей и организаций, управляющих этими детскими учреждениями.
Существуют различные типы дошкольных учреждений. Наиболее распространенным является дошкольное учреждение (детский сад) с дневным уходом и присмотром за детьми в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующие социальные услуги.
Максимальный размер платы для родителей, чей ребенок находится в детском саду, составляет 20%, а для родителей с тремя и более несовершеннолетними детьми - не более 10% от стоимости содержания одного ребенка в этом учреждении. Родители детей, у которых установлена физическая или умственная отсталость (после окончания медицинского учреждения), а также дети, находящиеся в туберкулезных дошкольных учреждениях, полностью освобождаются от уплаты алиментов.
Второй подвид - социальная опека детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах, интернатах; детских домах-санаториях (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, интернатах (созданных для детей с нарушениями развития).
Содержание и обучение учащихся во всех этих учреждениях осуществляется на основе полной государственной поддержки.
В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых были лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение которых неизвестно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - выпуск
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве»// «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16 .
7. Приказ Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)» // «Бюллетень трудового и социального законодательства РФ», N 2, 01.02.2015.
8. Багандова Б.Х., Ахмедпашаева К.А. Проблема социального сиротства в России // Символ науки. 2016. №. 6-2.
9. Бодрин А. В., Таболько Л. А. Социальная поддержка детей в России: исторический аспект (X - XVIII вв.) // Молодой ученый. 2015. №23. С. 808-811.
10. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения // Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 122 - 134.
11. Маркина А. Ю. Проблемы социального сиротства //Успехи современной науки и образования. 2016. - №. 4. - С. 66 - 80.
12. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: ИГПАН, 2017.
13. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с попр от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. 1996. 27 января.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ.- 1996 - 29 января.
16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ ( в ред от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31. - ст. 3802.
17. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 3 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Рос. газ. -2001.- 20 апреля.
18. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об опеке и попечительстве" // Рос. газ. - 2008.- 30 апреля.
19. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. от 10.09.2015) // Рос. газ.- 2009.- 27 мая.
20. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Закон г. Москвы от 28.04.2010 № 16 (ред. от 25.06.2014) // Ведомости Московской городской Думы.- 2010.- 16 июля.- № 6 - ст. 136.
21. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 // Собрание законодательства РФ. - 2014.- 2 февраля - № 22 - ст. 2887.
22. О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении: Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 // Вестник образования, № 6, март, 2016.
23. Право социального обеспечения: курс лекций / Григорьев И.В.- М.: Юрайт.- 2013.- 325 с.
24. Право социального обеспечения. Учебное пособие. /Под.ред. Гусова К.Н. М.: Проспект, 2012. - 330 с.
25. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов.-М.: КноРус, 2010.- 512 с.
16. Право социального обеспечения. Учебное пособие. / Мачульская Е.Е. М.: Юрайт, 2014. - 416 с.
27. Право социального обеспечения: учебное пособие / Николаева Е. Ю. - М.; РИОР: ИНФА-М, 2012.- 64 с.
28. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие / В.Е. Сидоров.- М.: РИОР: ИНФА-М, 2012.- 229 с.
29. Право социального обеспечения: учебник / Сулейманова Г.В.- М.: Юрайт,- 2013.- 415 с.
30. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Закон г. Москвы от 28.04.2010 № 16 (ред. от 25.06.2014) // Ведомости Московской городской Думы.- 2010.- 16 июля.- № 6 - ст. 136.
31. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 // Собрание законодательства РФ. - 2014.- 2 февраля - № 22 - ст. 2887.